Запрос на радикальное обновление политэлиты есть, новые лидеры появятся скоро
24 мая 2012 года

В России сложился запрос на радикальное обновление политической элиты. Появление новой когорты перспективных общенациональных политиков может стать делом недалекого будущего, в ближайшие годы можно ожидать массового возникновения новых лидеров на местах, говорится в новом докладе экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР).

Документ, основанный на полномасштабном исследовании в фокус-группах из различных регионов России, подготовлен для Комитета гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина. В нем представлены результаты анализа текущей ситуации, итоги социологических опросов об отношении населения к власти после выборов, а также прогнозы вероятных политических изменений.

В прошлом году ЦСР опубликовал нашумевший доклад об угрозе политического кризиса в России, в котором говорилось о падении рейтинга действующей власти и, как следствие, росте протестных настроений в Москве и других крупных городах. Авторы предупреждали, что после парламентских и президентских выборов, на которых, соответственно, победу одержат "Единая Россия" и кандидат от правящего тандема, возникнет опасность их делегитимизации, и предлагали свои варианты политических преобразований.

После декабрьских выборов в Госдуму оппозиция заявила о массовых нарушениях. Митинги протеста прошли в различных регионах страны, самые массовые - в Москве, где на улицы вышли десятки тысяч несогласных с победой правящей партии.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЛИДЕРЫ

На основании работы с фокус-группами эксперты пришли к выводу, что "попытка выявить сложившихся общероссийских политических лидеров за пределами ведущих партий пока не принесла убедительных результатов".

Миллиардер Михаил Прохоров, по их мнению, не имеет возможности выйти за пределы сравнительно узкой политической ниши, которую занимает в настоящее время. "Значительная часть респондентов, как среди среднего класса, так и в других группах, категорически не одобряет его. Основной причиной является широко распространенное негативное отношение к олигархам", - поясняют авторы доклада.

Экс-глава Минфина Алексей Кудрин, по их данным, пока не воспринимается в качестве политического деятеля. При этом эксперты подчеркивают, что "сложившийся образ Кудрина уникален и не имеет аналогов": "он воспринимается, прежде всего, как профессионал, а не как либерал, что существенно сужает и ослабляет мотивацию его антиэлектората". Это, как полагают экспеты, создает предпосылки для достраивания его персонального бренда в политической плоскости.

Вице-премьера Дмитрия Рогозина респонденты сейчас также не воспринимают как политического деятеля, однако "его умеренно антизападная риторика в сочетании с призывами к усилению военной мощи страны вызывает положительную реакцию у большинства опрошенных", говорится в докладе.

Одним из немногих политиков с сильными лидерскими качествами и верой в то, что он делает, назван координатор движения "Левый фронт" Сергей Удальцов. Однако авторы доклада указывают на то, что его эпатажная внешность вызывает отрицательную реакцию у респондентов и ассоциируется с криминалом.

Оппозиционер Алексей Навальный пока не воспринимается как сложившийся политический лидер, "хотя многие респонденты дают понять, что в перспективе, по мере накопления опыта, репутации и достижений... он мог бы стать привлекателен в этой роли".

"Узнаваемость Навального за пределами Москвы все еще ограничена... Навальный не вызывает сильного позитивного отклика как политический лидер в том числе и по причине отсутствия успешного опыта масштабной государственной деятельности и значимых позитивных результатов, представляющихся важными в глазах респондентов", - говорится в докладе.

О сопредседателе "Партии народной свободы" Владимире Рыжкове большинство опрошенных отозвались нейтрально. При этом более лояльной к нему оказалась молодежь.

Соратника Прохорова, главу фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана респонденты упрекнули в том, что он "не может грамотно сформулировать свои мысли, высказывает не свою точку зрения" и постоянно отводит глаза от собеседника.

Основатель движения "Наши" Василий Якеменко, который на этой неделе заявил о намерении создавать свою партию, также пользовался популярностью у молодежи: многие, как следует из доклада, отмечали его лидерские качества и признавались, что он вызывает доверие. Респонденты более старшего возраста, напротив, оценивали Якеменко негативно и указывали на его карьеризм.

Среди представителей так называемого второго эшелона думских партий эксперты также не нашли претендентов на роль общероссийского лидера.

Эсера Геннадия Гудкова они охарактеризовали как "политика "старой гвардии", о котором можно сказать: старый конь борозды не портит, но и глубоко не пашет". Авторы доклада пришли к выводу, что "его можно было назначить мэром, в крайнем случае, губернатором, но не более".

О его коллеге по партии Оксане Дмитриевой респонденты высказывали полярные мнения: одним она нравилась, другим - резко нет. "Большинство все-таки было склонно к тому, что у нее нет лидерских качеств, что ее не очень приятно слушать, что она похожа на учительницу математики, но не на политического лидера", - резюмируют эксперты.

Депутат Дмитрий Гудков в основном пользовался популярностью на молодежной фокус-группе: многие увидели в нем лидерские качества, задатки, активность, однако и агрессию, которая негативно воспринималась респондентами. Среди старшего поколения доверия Гудков-младший не вызвал.

Депутат Илья Пономарев не произвел на опрошенных яркого впечатления. "Это, безусловно, не лидер оппозиции... Многие с негативом отметили его агрессию против президента и нынешней власти, а также сленг, на котором он разговаривает", - говорится в докладе.

Секретарь президиума Генсовета "Единой России" Сергей Неверов получил крайне нелестные отзывы: согласно исследованию, о нем высказались негативно практически все респонденты, включая сторонников правящей партии. Неверова упрекали в отсутствии лидерских качеств и в том, что он "говорит, как на отчетах ЦК КПСС".

ПОЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ

Авторы доклада полагают, что "массовое сознание все еще находится в состоянии поиска лидеров новой формации", и "благодаря тому, что политическая среда стала в целом более открытой и конкурентной", появление новой когорты перспективных общенациональных политиков может стать делом недалекого будущего.

"В плане формальных характеристик народ хочет мужчину-лидера от 40 до 50 лет, с опытом управления и с четкой, достаточно конкретной программой, которую он способен четко и доступно изложить", - отмечают они.

"Помимо четкости и понятности население предъявляет запрос на адекватное поведение. Методы, которых придерживаются многие новые политики, людей в основном не устраивают... Людей также отталкивают любые неадекватные поступки и высказывания - купания в фонтане, голодовки, а также сленг, жаргонизмы и заявления типа "У нас должно быть как в Европе, только со своей сумасшедшинкой", - говорится в докладе.

Эксперты поясняют, что неадекватность ассоциируется у людей с нестабильностью, и поэтому отталкивает. "Важным элементом, с помощью которого оценивается адекватность, является, судя по всему, и информация о семье и личной жизни политика, которая позволяет уменьшить неопределенность в оценке его персональных качеств", - отмечают они.

Большое значение, по их мнению, имеет одежда, манера поведения и манера разговора - по этим признакам респонденты легко различают людей старой и новой формации. Имеет также значение способность держаться просто, естественно и, тем самым, быть ближе к людям.

"Фокус-группы показывают, что сейчас в России сложился запрос на радикальное обновление политической элиты. Речь идет не только о первых лицах государства, но и о политическом классе вообще, каким он виден населению по телевидению и другим каналам", - подчеркивают авторы доклада.

Запрос на обновление, по их словам, включает в себя две составляющие: отрицание старого и желание нового.

Эксперты полагают, что "в ближайшие годы можно ожидать массового появления новых лидеров, на местах, способных привлечь достаточно внимания со стороны населения, чтобы побеждать на местных и региональных выборах, а затем использовать эти победы для укрепления доверия со стороны избирателей путем демонстрации способности и готовности решать местные проблемы".